Музейная комната русского быта
Кузбасс, Чебулинский округ, с. Усть-Чебула, ул. Лесная, д. 1А
О музее
Основателями музейной комнаты русского быта стали Коротеева Елена Владимировна – заведующая Усть-Чебулинского СДК, Садырова Наталья Анатольевна. – художественный руководитель Усть-Чебулинского СДК, Довгаль Екатерина Дмитриевна – библиотекарь Усть-Чебулинской библиотеки. Создание комнаты начали в 2006 году, а документацию оформили в 2012, при подготовке к участию в областном конкурсе на лучшую музейную комнату сельского Дома культуры «Во горенке». Когда люди стали переезжать из села, они обращались с вопросами: «Куда деть старые вещи?», и было решено создать музейную комнату с целью сохранения местных традиций и обычаев. Организовывали экспедиции по селу, по заброшенным домам, чердакам в поисках чего-нибудь интересного. Например, Перцева Екатерина Ивановна в 80-х годах 20 века купила дом в Верх-Чебуле и в крыше сарая нашла икону Святого Николая, на поверхности которой видны пустоты, что позволяет предположить о наличии, когда-то встроенных дорогих камней. Из истории села известно, что после прихода к власти революционеров в 1920 году в селе была разрушена церковь. Убранство церкви было сожжено в костре, но многие жители вынимали иконы прямо из огня и прятали. Скорее всего, таким образом, икона и попала в крышу сарая. Многие жители села охотно приносили старинные вещи. На момент открытия было собрано 32 экспоната. Наибольшее количество экспонатов было подарено Буданаевой Ларисой Геннадьевной, Горловой Валентиной Андреевной, Решетниковой Валентиной Андреевной, Егоровой Галиной Николаевной. Все они жительницы села Усть-Чебула. В музейной комнате образовалось несколько тематических коллекций: женских орудий труда, мужских орудий труда, рушников, прялок, новогодних игрушек, открыток; коллекция мебели (буфеты, этажерки, трюмо, комод), сделанной руками местных мастеров (Коротеев Александр Кузьмич, Коротеев Михаил Иванович). Все экспонаты 20 века.

Среди них есть очень любопытные, вышедшие из употребления: косарь – металлический тяжелый предмет с заостренными, сточенными краями (служил для выскабливания некрашеных полов в доме); рубель – приспособление для глажки; ножницы металлические, прикрепленные на деревянную подставку (в старину ими резали твердые шкуры, для пошива обуви и предметов одежды, позже резали жестяные полотна) и другие. Часть экспозиции оформлена как интерьерные уголки русской избы. Например, «Бабий кут» - место, где работала женщина. Бутафорская русская печь с лежанкой. А вокруг кухонная утварь - чугуны, крынки, самовары, сеяльце, сито, корыто для рубки капусты. Предметы женского труда, коромысла разного размера: взрослое, подростковое и детское. Рядом железная кровать, которая пришла на смену деревянным полатям. Экспонат интересен своим убранством. Подзорники, покрывала, салфетки, подушечки вышиты, выбиты и связаны местными жительницами Кондратенко Верой Ивановной, Непомнящих Антониной Ивановной. Качка для укладывания спать новорожденных детей интересна тем, что полозья на ножках полукруглые, можно покачивать одной ногой. В старину качали детей и пряли пряжу одновременно. (Даритель Оксана Владимировна Кревцова).

О Кузедеевском музее декоративно-прикладного искусства
Кузедеевский музей декоративно-прикладного искусства хранит историю образования поселка и национальные традиции жителей.
Сколько лет существует старейшее поселение Южного Кузбасса - село Кузедеево? Точно никто не знает. Документального подтверждения этому нет, есть только воспоминания старожилов, что п. Кузедеево существует с давних времен. Справка из Государственного архива Кемеровской области подтверждает, что основание населенного пункта относится к первой половине 17 века. Отсчет ведется с 1658 года. По легенде или народной памяти в это время, а может быть и раньше, здесь появился первый поселенец. Это был шорец Кучиган-Кузедей. Он жил на отшибе от поселка по речке Кузедейка в юрте. Видимо именем этого жителя названа речка Кузедейка, а поселок – Кузедеево. Коренными жителями Горной Шории в том числе п. Кузедеево являются шорцы. Фамилия коренных жителей – Кочугановы произошла от смеси шорцев с русскими. В Кузедеево до 1930 года насчитывалось до 30 дворов с фамилией Кочугановы, все они были связаны родством. Предки современных шорцев были непревзойденными мастерами по выплавке железа из руды и по изготовлению железных изделий. Они делали самые разнообразные предметы домашнего и военного снаряжения: котлы, наконечники для стрел, удила, ковши, шлемы, сабли, поварешки. Свои изделия шорцы обменивали у калмыков и киргизов на лошадей, коров, овец, тулупы, войлок. Шорцы занимались также скотоводством, мотыжным земледелием. Они не имели своей письменности, зато создавали богатое устное народное творчество. В середине 17 века появились первые русские поселенцы.
В 1660 г. русские построили здесь крепость от набегов джунгаров. Что же означает крепость? Народная память сохранила воспоминания о том, что в восточной стороне села стояли вооруженные казаки. Казачий пост или крепость. До 1855 г. здесь существовал воинский гарнизон - Кузедеевский форпост. В течение времени три части – села Заречное, Нагорное, Крепость – слились, образовав большое торговое село Кузедеево.
В Кузедеевском музее хранится 522 предмета декоративно-прикладного искусства, быта и этнографии шорского и русского народов. Перед работниками музея стоит задача рассказать жителям современного поселка о том, как жили и чем занимались их предки, научить ценить и беречь образцы самобытного творчества. Начало народного творчества прочно связано с бытом, с изготовлением предметов повседневной необходимости.
Изделия из обожженной глины представляют широко распространенный и очень древний вид народного художественного ремесла, использующего легкодоступный природный материал. Понятие «керамика» включает все разновидности изделий, выполненных из глины. Различного назначения посуда: кувшины, миски, горшки, а также игрушки являются наиболее типичными изделиями керамического производства. В зависимости от способов обработки различают: терракоту, майолику, фаянс, фарфор. С развитием производства способы изготовления керамических изделий претерпели некоторые изменения. Ручная лепка сосудов сохранилась лишь в некоторых районах нашей страны до сих пор.
Нашим предкам хотелось видеть своё жилище не только теплым, но и уютным. Мастерицы стали заниматься вышивкой, вязанием, кружевоплетением, ковроделием. На выставке в музее представлены работы Марии Ивановны Дмитриевой, Нины Егоровны Чераневой (вышивка); Валентины Егоровны Илларионовой (филейные скатерти); Любови Ивановны Фомичевой (ковры). Наши прабабушки, будучи девочками лет 7-8, под руководством своих матерей просиживали долгими зимними вечерами за рукоделием, готовя себе приданое. Обучение прикладному творчеству являлось необходимым условием воспитания. Почти каждую девочку-подростка того времени можно было назвать по сегодняшним меркам квалифицированной вышивальщицей, ткачихой, вязальщицей. А по орнаменту на одежде можно было определить из какой губернии мастерица, каждый орнамент прочитать можно было. Например, традиционный костюм вепсов сходен с одеждой северно-русского населения. Особенностью женской одежды было существование юбочного и сарафанного комплектов одежды. Основой женского вепского костюма служила становица (нижняя юбка), по низу которой шел вышитый край. Эта вышивка имела ритуальное значение, создавая замкнутый круг, она служила оберегом, охранявшим внутренний мир хозяйки от злых внешних сил.
Есть старинное предание, будто мир начался с дерева. Ствол дерева - ось вселенной, корни в землю матушку ушли, а крона рассыпалась звездами в поднебесье. Деревня - деревянный мир, с дерева начинается, из дерева строится, деревом обогревается, дышит.
Дерево всегда было самым доступным и любимым материалом народного художественного творчества. Из бересты делали не только лапти, корзины для грибов и ягод, туеса, позже художественные изделия, но и долгое время использовали этот податливый и очень долговечный материал для переписки или даже для деловых документов. В поселке Кузедеево много самодеятельных резчиков по дереву. На выставке в музее можно увидеть работы современных мастеров Владимира Анатольевича Отчева, Сергея Николаевича Тинарского, Ивана Фёдоровича Столярова и давно ушедших из жизни Александра Николаевича Осинцева, Владимира Александровича Малиновского, Павла Фёдоровича Селезнёва. Работы наших мастеров известны далеко за переделами области.
Музей известен коллекцией игрушек Кузедеевской фабрики (560 экспонатов). Здесь вы можете увидеть игрушки и куклы из древесно-бумажной массы, игрушки и куклы из полиэтилена, мягкую игрушку, сувениры из дерева. Кузедеевская фабрика игрушек возникла на базе Кузедеевского райпромкомбината.
Кузедеевский райпромкомбинат начал свою деятельность с 1936 года. Основное занятие – это выделка кожи и производство лыж на участке Учулен. Одновременно развивали литье из дюралюминия. С 1938 года прекратили производство лыж и начали заниматься производством хозинвентаря – дуги, сани и т.д. с 1944 года – производство домашнего обихода – скакалка, толкушка, коромысло и.т.д.

С 1950 года директор промкомбината Лесников Сергей Николаевич прочитал в газете, что для индустрии нужен подрезетник, и с 1951 года было приобретено оборудование и занимались освоением подрезетника. Это производство развивалось до 1953 года.
В 1953 году в райпромкомбинат прибыл Бабиков Николай Васильевич, который проживал в Москве и знал о Загорской фабрике игрушек и предложил производство игрушек. Сразу же в этом году начали заниматься освоением деревянной игрушки - это детская каталка, бочка и др. Затем занялись освоением кукол и игрушек из древесно-бумажной массы. Компоненты древесно-бумажной массы: опилки лиственных пород, бумага, крахмал, мука. Бумага замачивалась водой, затем все компоненты смешивались в массе-мешалке. Образованная масса серого цвета закладывалась в горячую прессформу, путем ручной запрессовки образовывалась деталь игрушки, т.е. полдетали. Затем половинки должны были склеиваться, сушиться, шпаклеваться, окрашиваться и собираться. Для производства крахмала в деревне Чарыште был открыт участок производства крахмала. В 1959 году решением Облисполкома за № 446 от 15 июня промкомбинат был переименован в Кузедеевскую фабрику игрушек. Игрушки и куклы из древесно-бумажной массы выпускались до 1970 года. Игрушка из такого сырья была трудоемкой в производстве и уже не пользовалась покупательским спросом. В период производства игрушек и кукол из древесно-бумажной массы были освоены куколки из полистерола и игрушки из аминопласта.
В 1970 году в производство игрушек вошло сырье полиэтилен. Фабрика получила первый станок по переработке полиэтилена и освоила полиэтиленовую игрушку «Утенок». Станок производил в смену 200 штук утят, теперь же такого утенка на новом оборудовании производят 1000-1200 штук. Затем с 1971 года освоили и внедрили в производство полиэтиленовую игрушку и куклы в большом ассортименте, примерно 30-35 наименований, размеры которых были от 23 см до 70 см. Куклы выпускались высокого качества, красивого оформления. Это пошивной паричок, красивая одежда из качественных материалов. Создавая кукол, работники фабрики заботились о развивающем и воспитательном значении своей продукции. В ассортименте были русская пара «Иванушка» и «Машенька», «Школьница», «Первоклассница», «Строитель» и другие профессии. Ассортимент ежегодно пополнялся и обновлялся. С 1970-1972 года сотрудники фабрики начали заниматься освоением сувениров, в начале точеных, а затем резных из дерева. Сувениры изображали жителей сибирских лесов, это «Медведь», «Лось», «Глухарь» и др. Коллекция самоваров Селезнева, который работал на фабрике резчиком, насчитывала около 100 единиц. Ни один из самоваров не похож на другой, в каждом из них по-своему отразился талант мастера. К сожалению, сейчас многие из них требуют реставрации.
На фабрике преобладали деревянные здания барачного типа, где были размещены цехи, это прессовый, монтажный и сборочный, цех деревообработки. Они находились в разных зданиях. Условия труда были плохие. В зимнее время низкая температура не позволяла работать нормально, слабая была вентиляция. В 1958 году по типу Киевской фабрики игрушек был составлен проект строительства главного корпуса фабрики, к строительству которого приступили в 1959 году. Строительство главного корпуса возглавил прораб Буханов Тихон Кондратьевич. Строительство производилось хозспособом. Основная часть запланированных построек была сдана в эксплуатацию в 1963 году.
Кузедеевская фабрика игрушек прекратила свое существование в 1994 году, а имеющаяся коллекция игрушек была передана в Кузедеевский музей декоративно-прикладного искусства.

Посетителям предлагается
Экскурсии для детей и взрослых: «Устройство русской избы», «Старинная посуда и предметы обихода», «Знакомство с русским народным ремеслом: вышивка, шитье», «Народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники»; оформление передвижных тематических выставок: «Предметы крестьянского быта», «Самовар», «Женское ремесло», «Мужские орудия труда», «Старинная новогодняя игрушка», «Старинная открытка»; в рамках Всероссийского образовательного проекта «Пушкинская карта» образовательные уроки «От лампады до лампочки», «День рождения экспоната», «Печь – сердце русской избы», «Труд русской женщины в старину»
Прогуляйтесь по объекту
в режиме виртуальной реальности прямо сейчас!
Узнайте больше об объекте
с помощью видеоэкскурсии
по музею
Контакты
Музейная комната русского быта